Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Заречный «Средняя общеобразовательная школа № 7
с углубленным изучением отдельных предметов»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
Протокол № 5 от 08.10.2024
СОГЛАСОВАНО
Советом школы
Протокол № 1 от 09.10.2024
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
№ 186 от 21.10.2024
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕТЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения городского округа
Заречный «Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением
отдельных предметов»
1. Общие положения
1.1. Положение об учете отдельных категорий несовершеннолетних муниципального
автономного общеобразовательного учреждения городского округа Заречный «Средняя
общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» (далее МАОУ ГО Заречный «СОШ № 7», Школа) разработано в соответствии с Федеральным законом
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ), Федеральным
законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими вопросы обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних,
профилактики их безнадзорности и правонарушений, определяет порядок организации учета
отдельных категорий несовершеннолетних в школе (далее - учет).
При осуществлении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними,
в отношении которых организован учет в школе, применяются:
Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной
профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28.04.2016 № АК923/07);
Методические рекомендации по совершенствованию индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетними, систематически пропускающими по неуважительным причинам
занятия в образовательных организациях (письмо от 20.08.2020 № 07-4977);
Рекомендации об организации межведомственного взаимодействия и обмена
информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел
о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая
работа, а также о выявленных несовершеннолетних «группы риска» (письмо от 02.11.2020 № 076607, 12/5351, МН-11/1548);
Методические рекомендации о типовых формах и порядке взаимодействия органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(письмо от 12.11.2021 № 07-6757);
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по оказанию семьям
с детьми, находящимся в социально-опасном положении, педагогической, психологической
и юридической помощи (письмо от 30.03.2023 № АБ-1372/07);
2
Иные методические рекомендации Министерства просвещения России, Министерства
образования и молодежной политики Свердловской области.
1.2. Основной целью учета отдельных категорий несовершеннолетних в школе является
формирование полной и достоверной информации о несовершеннолетних, подлежащих учету,
обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ и использование данной
информации для принятия управленческих решений, направленных на организацию защиты прав
и законных интересов несовершеннолетних, профилактике совершения ими правонарушений,
устранение причин и условий, способствующих их безнадзорности и правонарушениям.
1.3. Основными задачами учета отдельных категорий несовершеннолетних в школе
являются:
- обеспечение выявления несовершеннолетних, нуждающихся в оказании помощи,
социально-педагогической реабилитации, организации с ними работы по предупреждению
совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий, безнадзорности,
беспризорности, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении;
- оказанию адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей;
- систематизация информации о несовершеннолетних, подлежащих учету, необходимой
для организации индивидуальной профилактической работы, деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - профилактика);
- обеспечение анализа информации о несовершеннолетних, подлежащих учету;
- определение оснований и приоритетных направлений плановой работы по профилактике
и индивидуальной профилактической работе;
- обеспечение контроля и оценки эффективности деятельности по профилактике
и индивидуальной профилактической работе;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений и антиобщественных действий.
1.4. Основным требованием, предъявляемым к организации учета, является актуализация
данных, определяющих количественный состав несовершеннолетних, также качественные
характеристики их статуса и проводимой с ними работы, в возможно короткие сроки (не более
трех рабочих дней с момента поступления информации). Формирование и использование данных
учета осуществляется с соблюдением требований обеспечения конфиденциальности и защиты
персональных данных.
1.5. Организация учета регламентируется локальными нормативными актами школы
и обеспечивается (в том числе в части принятия решения о постановке на учет и снятии с учета)
Советом профилактики.
1.6. Ведение учета, а также формирование наблюдательных дел, несовершеннолетних,
подлежащих учету (при их наличии), осуществляется социальным педагогом школы, а в случаях
его отсутствия, иным лицом, на которое директором школы возложены обязанности по ведению
учета.
1.7. Контроль за ведением учета, оценка эффективности деятельности по профилактике,
индивидуальной профилактической работе осуществляется директором школы, а также лицом,
на которое директором школы возложены указанные обязанности.
1.8. В рамках осуществления статистического наблюдения данные учета (Приложение 1)
не реже 1 раза в течение квартала направляются директором школы в МКУ «Управление
образования ГО Заречный».
1.9. В целях выявления детей и семей, находящихся в социально опасном положении
педагоги школы руководствуются Порядком межведомственного взаимодействия органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а
также иных организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению
и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении,
организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями,
3
находящимися в социально опасном положении, утвержденным постановлением Правительства
Свердловской области от 2 апреля 2020 г. N 188-ПП.
Для единого подхода в оценке критериев социально опасного положения
педагогическими работниками используется Карту педагогического наблюдения по выявлению
социально опасного положения несовершеннолетнего (далее – Карта) (Приложение 6). Карту
заполняют педагогические работники: воспитатели, классные руководители, учителяпредметники, специалисты – педагог-психолог, социальный педагог, учитель дефектолог,
учитель логопед, тьютер, тренер, педагог дополнительного образования, педагог-организатор,
медицинский работник образовательной организации. После фиксации обстоятельств,
свидетельствующих о социально опасном положении несовершеннолетнего и/или семьи,
заполненная карта наблюдения передается ответственному лицу из числа педагогических
работников, который отвечает за выявление несовершеннолетних и/или семей, находящихся в
социально опасном положении, в образовательной организации.
2. Категории несовершеннолетних, подлежащих учету
2.1. В школе учету подлежат следующие категории несовершеннолетних:
2.1.1. отнесенные к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 Федерального
закона № 120-ФЗ, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики проводят
индивидуальную профилактическую работу;
2.1.2. поставленные на внутришкольный учет по приказу директора школы на основании
решения Совета профилактики, нуждающиеся в психолого-педагогической и/или социальной
помощи, оказании иных видов помощи, организации с ними работы по предупреждению
совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий (пункт 2 статьи 5
Федерального закона № 120-ФЗ), в том числе соответствующие решения могут применять в
отношении следующих категорий:
- вовлеченные в криминальные субкультуры, объединения антиобщественной
направленности, причисляющие себя к объединениям и организациям антиобщественной
направленности;
- проявляющие признаки девиантного, деструктивного поведения, аутоагрессии;
- систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия в школе;
- систематически (неоднократно в течение шести месяцев) допускающие неисполнение
или нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных
актов школы;
- совершившие самовольные уходы из семей;
- совершившие антиобщественные действия и обсужденные на заседаниях
территориальной комиссии города Заречного по делам несовершеннолетних и защите их прав
(далее – ТКДНиЗП г. Заречного).
2.2. Постановка несовершеннолетних на профилактический учет не влечет ущемления или
ограничения в правах несовершеннолетнего, поскольку не является видом дисциплинарного
взыскания.
Дискриминация несовершеннолетних по признаку постановки на учет не допускается.
Все мероприятия по работе с обучающимися категории учета направлены на контроль,
оказание помощи, социально-педагогическую реабилитацию, выявление и устранение причин и
условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений и (или)
антиобщественных действий, безнадзорности, беспризорности.
3. Основания для учета несовершеннолетних в школе
3.1. Учет включает осуществление обработки (получение, сбор, запись, систематизация,
накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использования, передачи
(распространение, предоставление, доступ), обезличивания, блокирования, удаления,
уничтожения данных о несовершеннолетнем и организации индивидуальной профилактической
работы в его отношении, в том числе с использованием информационных систем.
4
3.2. Основаниями для организации учета несовершеннолетних, указанных в подпункте
2.1.1. пункта 2.1 настоящего Положения, являются сведения, поступившие из органов
и учреждений системы профилактики, об отнесении их к категориям лиц, установленным
пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 120-ФЗ, и (или) постановление территориальной
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с поручением об организации
индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего.
3.3. Основанием для учета несовершеннолетних, указанных в подпункте 2.1.2. пункта 2.1
настоящего Положения, в соответствии с локальным нормативным актом школы является
Заключение Совета профилактики школы, принятое по результатам рассмотрения
представлений, жалоб, заявлений или других сообщений (Приложение 2). Заключение о
необходимости учета несовершеннолетнего оформляется решением Совета профилактики в
протоколе заседания.
3.4. Общим основанием для учета несовершеннолетних, указанных в пункте
2.1 настоящего Положения, в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона № 120- ФЗ
является приказ директора школы. Датой постановки на учет считается дата вынесения приказа
директора школы об учете.
4. Порядок учета несовершеннолетних
4.1. Поступившие в школу из органов и учреждений системы профилактики сведения об
отнесении несовершеннолетних к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи
5 Федерального закона № 120-ФЗ, постановления территориальной комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав с поручениями об организации индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетних с резолюцией директора школы
«Для постановки на учет» незамедлительно передаются социальному педагогу, ответственному
за ведение учета, для внесения в возможно короткие сроки (не более трех рабочих дней с момента
регистрации информации в школе) в Журнал учета отдельных категорий несовершеннолетних
обучающихся, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа в
школе или проживающих в семьях в отношении которых органами и учреждениями системы
профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа (Приложение 1) (далее Журнал учета), а также для обеспечения направления в территориальную комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав (при наличии необходимости) предложений в рамках
компетенции и имеющихся в школе возможностей для включения в межведомственные планы
(программы) индивидуальной профилактической работы, утверждаемые территориальной
комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (в случае их разработки).
Ведение Журнала учета может осуществляться на бумажном носителе или в электронном
виде с последующим распечатыванием на бумажном носителе в конце каждого квартала или по
мере необходимости.
Датой постановки несовершеннолетнего на учет в школе для несовершеннолетних,
указанных в п. 2.1.1. является дата поступления сведений о постановке на учет из органов и
учреждений системы профилактики.
Датой постановки несовершеннолетнего на учет в школе для несовершеннолетних,
указанных в п. 2.1.2. является дата издания приказа директора о постановке на внутришкольный
учет.
4.2. В случае поступления в школу информации о выявлении несовершеннолетних,
указанных в подпункте 2.1.2. пункта 2.1. настоящего Положения, в случае непосредственного
выявления сотрудниками школы указанных несовершеннолетних, социальный педагог, педагогпсихолог школы либо классный руководитель обучающегося несовершеннолетнего в
соответствии с локальным нормативным актом школы направляют в Совет профилактики школы
обоснованное представление о необходимости учета несовершеннолетнего (Приложение 2).
Представление о необходимости учета несовершеннолетних рассматривается Советом
профилактики школы не позднее десяти дней с момента его получения.
5
По результатам рассмотрения указанного представления может быть вынесено одно из
следующих решений:
об учете несовершеннолетнего и организации с ним индивидуальной профилактической
работы, направленной на устранение причин, послуживших его основанием;
о нецелесообразности учета несовершеннолетнего;
о нецелесообразности учета несовершеннолетнего и об организации контроля за его
поведением со стороны классного руководителя, иного педагога школы (куратора).
В случае принятия решения о постановке несовершеннолетнего на учет и организации с
ним индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение причин,
послуживших его основанием, информация о несовершеннолетнем, подлежащем учету,
передается социальному педагогу, для внесения в Журнал учета.
Решение Совета профилактики школы может оформляться в виде протокола заседания
либо в иной форме в соответствии с локальным нормативным актом, определяющим порядок
деятельности Совета профилактики школы.
На основании решения Совета профилактики оформляется приказ директора школы об
учете несовершеннолетнего.
4.3. Решение об учете несовершеннолетнего в возможно короткие сроки (не более трех
рабочих дней с момента осуществления учета) доводится до сведения:
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего (Приложение 5);
классного руководителя несовершеннолетнего обучающегося;
представителя органа или учреждения системы профилактики, представившего сведения
в школу (при необходимости);
иных органов и учреждений системы профилактики (при выявлении необходимости
организации взаимодействия).
4.4. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 2.1.1. пункта 2.1
настоящего Положения, индивидуальная профилактическая работа осуществляется школой во
взаимодействии с иными органами и учреждениями системы профилактики согласно
межведомственным планам (программам) индивидуальной профилактической работы,
утвержденным территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, или
в рамках исполнения территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей.
4.5. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 2.1.2. пункта 2.1
настоящего Положения индивидуальная профилактическая работа, направленная на устранение
причин, послуживших основанием для их учета, проводится согласно планам индивидуальной
профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, утвержденным директором
школы. По инициативе школы в индивидуальной профилактической работе могут участвовать
иные органы и учреждения системы профилактики, организации дополнительного образования,
культуры, спорта, досуга.
Индивидуальная профилактическая работа осуществляется в соответствии с основаниями
постановки, с учетом возрастных, психологических, физиологических и иных индивидуальных
особенностей.
4.6. Индивидуальная профилактическая работа осуществляется администрацией школы,
классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, иными педагогами.
В ходе индивидуальной профилактической работы осуществляется взаимодействие с
иными органами и учреждениями системы профилактики, представителями общественных
объединений, занимающихся воспитанием, обучением несовершеннолетних, защитой их прав и
законных интересов, организующих спортивную, культурно-просветительскую и иную работу с
несовершеннолетними.
Исполнение мероприятий плана фиксируется отчетом.
Исполнение индивидуального плана реабилитации и адаптации несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении фиксируется отчетом, предоставляемым в
ТКДНиЗП г. Заречного в установленные сроки.
6
4.7. В отношении всех категории несовершеннолетних, подлежащих учету в школе,
формируются наблюдательные дела. К наблюдательному делу несовершеннолетнего
приобщаются:
документы,
содержащие
сведения,
послужившие
основанием
для
учета
несовершеннолетнего;
сведения
об
информировании
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетнего о постановке его на учет;
справка/карточка об установочных данных несовершеннолетнего (Приложение 4);
акт (приказ) о закреплении куратора за обучающимся несовершеннолетним (при
наличии);
акты обследования условий жизни несовершеннолетнего;
характеристики несовершеннолетнего от классного руководителя, куратора
(оформляются не реже одного раза в три месяца с отражением динамики произошедших
изменений в поведении);
планы, программы и иные документы индивидуального планирования работы
в отношении несовершеннолетнего, ежеквартально актуализируемые;
сведения
о
проведении
индивидуальной
профилактической
работы
с несовершеннолетним и его семьей;
сведения о динамике успеваемости несовершеннолетнего в течение учебного периода;
сведения о пропусках учебных занятий обучающимся в течение учебного периода
(с указанием причин отсутствия);
результаты
диагностик,
анкетирования,
тестирования
несовершеннолетнего;
рекомендации педагога-психолога классному руководителю, социальному педагогу, педагогам
по работе с несовершеннолетним, сведения об их реализации;
отчеты, служебные записки, докладные сотрудников школы и иные документы,
свидетельствующие о проводимой работе с несовершеннолетним;
сведения об организации воспитательной работы, общественно-полезной, культурнодосуговой деятельности, кружковой занятости несовершеннолетнего в школе, организациях
дополнительного образования и иных, участии в деятельности детских и молодежных
общественных организациях, движениях, ученическом самоуправлении;
сведения об оказании в рамках межведомственного взаимодействия различных видов
помощи несовершеннолетнему органами и учреждениями системы профилактики;
сведения о принятых решениях, примененных мерах воздействия в отношении
несовершеннолетнего по итогам рассмотрения материалов на заседаниях территориальной
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
документы, свидетельствующие о возможности снятия обучающегося с учета в школе
(ходатайства о снятии с учета);
иные документы, необходимые для организации работы с несовершеннолетним.
5. Основания прекращения учета несовершеннолетних в Школе
5.1. Основаниями прекращения учета несовершеннолетних обучающихся в школе
являются:
а) прекращение образовательных отношений между несовершеннолетним и школой;
б) достижение восемнадцатилетнего возраста;
в) устранение причин и условий, ставших основаниями для учета, положительная
динамика поведения за период не менее 3 месяцев, в связи с улучшением ситуации.
5.2. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 2.1.1. пункта 2.1
настоящего Положения, прекращение учета возможно при наличии постановления
территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о прекращении
индивидуальной профилактической работы.
5.3. В случае выбытия несовершеннолетнего, подлежащего учету, указанного в подпункте
2.1.1. пункта 2.1 настоящего Положения, в другую образовательную организацию, и выявления
7
необходимости продолжения проведения в отношении него индивидуальной профилактической
работы, информация о прекращении учета с приложением характеризующих материалов на
несовершеннолетнего незамедлительно направляется в территориальную комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
5.4. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 2.1.2. пункта 2.1
настоящего Положения, учет по основаниям, предусмотренным в подпункте в) пункта 5.1.
прекращается по мотивированному представлению (Приложение 3) социального педагога,
классного руководителя, педагога-психолога, направленному в Совет профилактики школы,
которое подлежит рассмотрению в возможно короткие сроки (не более десяти рабочих дней с
момента поступления).
Для снятия несовершеннолетнего с внутришкольного учёта представляется информация
ответственного лица, о выполнении плана индивидуальной профилактической работы
с обучающимся и его семьей, с обязательными результатами работы и предложениями по
дальнейшему сопровождению.
По результатам рассмотрения представления о прекращении учета несовершеннолетнего
может быть принято одно из следующих решений:
о прекращении учета;
о прекращении учета и об организации контроля за поведением несовершеннолетнего
со стороны его классного руководителя, иного педагога школы (куратора);
об отказе в прекращении учета.
В случае принятия решения об отказе в прекращении учета несовершеннолетнего и
организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение
причин, послуживших его основанием, информация о несовершеннолетнем, подлежащем учету,
передается социальному педагогу для внесения в Журнал учета.
Решение о прекращении учета несовершеннолетнего Советом профилактики школы
оформляется в виде протокола заседания.
Решение Совета профилактики о прекращении учета оформляется приказом директора
школы.
Решение о прекращении учета несовершеннолетнего доводится до сведения его родителей
(законных представителей), если они не присутствовали на заседании Совета профилактики,
официальным уведомлением с указанием даты и номера протокола и приказа.
5.5. Социальным педагогом в Журнале учета фиксируется решение о прекращении учета
несовершеннолетнего в школе с указанием оснований.
5.6. Информация о проведенной индивидуальной профилактической работе
с обучающимся хранится вместе с личным делом обучающегося в соответствии с
установленными для него сроками хранения.
6. Функциональные обязанности работников образовательной организации по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и индивидуальной
профилактической работе в школе
6.1. Заместитель директора по правопорядку (воспитательной работе, учебновоспитательной работе):
- оказывает организационно-методическую помощь социальному педагогу и классным
руководителям в ведении документации по учету отдельных категорий несовершеннолетних;
- анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся
и определяет меры по их устранению;
- консультирует обучающихся и их родителей по актуальным вопросам воспитания,
принимает участие в разрешении конфликтных ситуаций;
- обобщает сведения о проведении индивидуальной профилактической работы с
обучающимися классными руководителями, социальным педагогом, педагогом-психологом;
- готовит соответствующую информацию о деятельности образовательной организации
по профилактике безнадзорности и правонарушений в среде несовершеннолетних;
8
- представляет информацию о состоянии работы в образовательной организации с
обучающимися и семьями, находящимися в социально-опасном положении, в случае
рассмотрения
материалов
на
заседании
ТКДН
и
ЗП
г.
Заречного,
с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учете по запросам ТКДН и ЗП г. Заречного,
МО МВД России «Заречный», МКУ «Управление образования ГО Заречный»;
- отвечает за организацию ведения и оформление документации по учету отдельных
категорий несовершеннолетних, за взаимодействие с другими органами и учреждениями
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6.2. Социальный педагог:
- формирует социально-педагогическую базу данных образовательной организации;
- принимает участие в подготовке информации о деятельности образовательной
организации по профилактике безнадзорности и правонарушений в среде несовершеннолетних;
- разрабатывает индивидуальный план профилактической работы с обучающимся,
указанными в подпункте 2.1.2. пункта 2.1 настоящего Положения;
- консультирует классных руководителей по вопросам социально-педагогической помощи
и поддержки обучающихся и семей, состоящих на учете;
- консультирует обучающихся и их родителей по вопросам воспитания, социальнопедагогической помощи и поддержки, а также вопросам, входящим в его компетенцию;
- информирует об услугах, предоставляемых органами и учреждениями социальной
защиты населения, органами и учреждениями здравоохранения;
- принимает участие в разрешении ситуаций и споров по вопросам охраны и защиты прав
несовершеннолетних;
- анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся и
определяет меры по социально-педагогической помощи и поддержке детей и семей,
находящихся в социально опасном положении;
- анализирует условия и причины постановки на внутришкольный учет и определяет меры
по социально-педагогической помощи и поддержки обучающихся данной категории и их семей;
- участвует в посещении семьи обучающегося по месту жительства;
- представляет информацию о состоянии работы в образовательной организации
с обучающимися и семьями, находящимися в социально-опасном положении, в случае
рассмотрения
материалов
на
заседании
ТКДН
и
ЗП
г.
Заречного,
с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учете по запросам ТКДН и ЗП г. Заречного,
МО МВД России «Заречный», МКУ «Управление образования ГО Заречный»;
- отвечает за ведение документации по учету отдельных категорий несовершеннолетних.
6.3. Классный руководитель:
- обеспечивает связь образовательной организации с семьей обучающегося;
- устанавливает контакты с родителями (иными законными представителями)
обучающихся;
- консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания
и обучения детей как лично, так и через специалистов образовательной организации;
- организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для
развития положительного потенциала каждого обучающегося;
- изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;
- изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного
процесса жизнедеятельностью классного коллектива, образовательной организации;
- контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
- участвует в посещении семьи обучающегося по месту жительства;
- анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса
и определяет меры по педагогической помощи и поддержке детей;
- анализирует условия и причины постановки на учет и определяет меры по социальнопедагогической помощи и поддержки обучающихся данной категории и их семей;
- отвечает за ведение документации по учету отдельных категорий несовершеннолетних
в части возложенных обязанностей.
9
6.4. Педагог-психолог:
- проводит диагностирование обучающихся по запросу родителей (иных законных
представителей), администрации образовательной организации, по личному обращению
обучающихся, достигших четырнадцатилетнего возраста;
- проводит индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей (иных
законных представителей), педагогов по проблемам, входящим в рамки его профессиональной
компетенции;
- проводит индивидуальную и групповую коррекционную работу с детьми, родителями
(иными законными представителями), педагогами;
- осуществляет психологическое сопровождение обучающихся, родителей (иных
законных представителей), педагогов;
- принимает участие в разработке и составлении индивидуального плана
профилактической работы с обучающимся, указанными в подпункте 2.1.2. пункта 2.1 настоящего
Положения;
- разрабатывает психолого-педагогические рекомендации по взаимодействию
педагогического коллектива с обучающимися состоящими на учете и их семьями.
Приложение 1
ЖУРНАЛ УЧЕТА
отдельных категорий несовершеннолетних обучающихся,
в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа в Школе или проживающих в семьях,
в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа
№
Ф.И.О.
несоверше
ннолетнег
о
Дата
рождени
я
Ф.И.О.
законного
представи
теля
Адрес
места
регистрац
ии/
жительств
а
Дата
постановк
и на учет
Вид учета
(ВШУ,
ТКДНиЗП,
ПДН)
Причина
(основани
я)
постановк
и на учет,
реквизиты
приказа о
постановк
е на ВШУ
Класс
обучения
(номер,
категория,
обучение по
АООП),
классный
руководите
ль
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Занятость
во
внеурочно
е время,
досуговая
занятость,
посещение
специалис
тов по
АООП
10.
Дата
снятия с
учета,
основание,
реквизиты
приказа о
снятии с
ВШУ
11.
Приложение 2
Совет профилактики
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
о необходимости учета несовершеннолетнего/семьи
Ф.И.О.
Дата рождения:
Класс:
Место жительства (регистрации):
прошу учесть, как нуждающегося в реализации в отношении него системы социальных, правовых,
педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих безнадзорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий
несовершеннолетним, на его социально-педагогическую реабилитацию в связи с
Наличие обстоятельств, являющихся основанием для организации учета несовершеннолетнего,
подтверждается следующим:
(указываются документы, собранные в ходе проверки, содержащие данные об обстоятельствах,
указанных как основание для учета, описываются деяния (действия/бездействия)
несовершеннолетнего и иные факты, подтверждающие обстоятельства, указанные как основания
для учета*)
Ф.И.О. родителей (законных представителей):
Дата составления
Ф.И.О.
Должность составителя
Подпись
12
Приложение 3
Совет профилактики
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
о необходимости прекращения учета несовершеннолетнего/семьи
Прошу прекратить учет обучающегося
Ф.И.О.
Дата рождения:
Класс:
Место жительства (регистрации):
как нуждающегося в реализации в отношении него системы социальных, правовых,
педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих безнадзорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий
несовершеннолетним и (или) в социально-педагогической реабилитации на основании:
�прекращение образовательных отношений между несовершеннолетним и школой;
�достижение восемнадцатилетнего возраста;
�устранение причин и условий, ставших основаниями для учета, положительная динамика
поведения, в связи с улучшением ситуации.
(выбрать нужное)
Наличие обстоятельств, являющихся основанием для прекращения учета несовершеннолетнего,
подтверждается следующим:
(указываются документы, содержащие данные об обстоятельствах, указанных как основание для
прекращения учета, описываются деяния (действия/бездействия) несовершеннолетнего и иные
факты, подтверждающие обстоятельства, указанные как основания для прекращения учета)
Дата составления
Ф.И.О.
Должность составителя
Подпись
13
Приложение 4
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,
СОСТОЯЩЕГО НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЕТЕ
1. Ф.И.О.
2. Класс, классный руководитель:
3. Дата рождения:
4. Ф.И.О. родителей (законных представителей):
5. Место жительства (регистрации):
6. Социальный статус семьи:
7. Место работы (занятость) родителей (законных представителей):
8. В семье проживают (братья, сестры и др.):
9. Состоит на учете (ТКДНиЗП, ПДН):
10. Дата и основания постановки на внутришкольный учет:
11. Дата и основания снятия с внутришкольного учета:
12. Краткая характеристика обучающегося:
Дата составления карточки _____________
Заместитель директора по правовой работе ____________/ ______________________
Классный руководитель ____________/ ______________________
14
Приложение 5
УВЕДОМЛЕНИЕ
о постановке на внутришкольный учет
Уважаемый(ая) __________________________________________________________
Администрация [наименование СОШ] сообщает Вам, что решением Совета профилактики
правонарушений
(протокол
№
_____
от
___________)
Ваш
ребенок
________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
учении ___ «______» класса поставлен(а) на внутришкольный профилактический учет в связи с
__________________________________________________________________________
(указать причины)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Директор школы
_______________ /______________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Председатель Совет профилактики
правонарушений
_______________ /______________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
_______________________ (М.П.)
(дата отправления)
---------------------------------------------------------------------------------------------------Линия отрыва
С уведомлением о постановке моего сына (дочери), ___________________________________
________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
обучающегося в_________ классе на внутришкольный профилактический учет
ознакомлена _______________ /______________________________
(подпись)
(Ф.И.О. родителя)
ознакомлен _______________ /______________________________
(подпись)
(Ф.И.О. родителя)
_______________________________
(число, месяц, год получения)
Примечание.
Уважаемые родители! Ознакомившись с уведомлением и подписав, необходимо нижнюю
часть (после линии отрыва) передать в школу классному руководителю.
Приложение 6
Карта педагогического наблюдения по выявлению социально-опасного положения несовершеннолетнего
Класс
Ф.И.О. должность наблюдателя
Ф.И.О. несовершеннолетнего
Дата составления карты
Критерии
Показатель
1.
Неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) своих
обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних:
Отсутствие у несовершеннолетних - отсутствие сменной одежды,
необходимой одежды и регулярного - неопрятный внешний вид
питания, несоблюдение санитарно- - одежда грязная, мятая, возможны потертости, дырки
гигиенических требований к уходу - посторонний неестественный запах
за
несовершеннолетними
и - одежда не по сезону, не по размеру
проживанию несовершеннолетних
- ребенок признается, что у него отсутствуют вещи, необходимые для
сезона (куртка, ботинки, брюки, шапка и т.д.)
- ребенок жалуется, что он хочет есть
- ребенок говорит, что мама дома не готовит
- наличие у ребенка частых заболеваний, травм
Отсутствие заботы о здоровье - факт оставления несовершеннолетнего без присмотра
несовершеннолетнего,
- пренебрежение потребностями несовершеннолетнего
нравственном,
физическом
и - Факт изгнания ребенка из дома
психологическом
развитии, - Отказ родителей от медицинского обследования, наблюдения и
материально-бытовом обеспечении, лечения ребенка
обучении, подготовки к труду и - Отказ родителей от психолого-педагогического сопровождения
самостоятельной жизни в обществе, ребенка
в том числе вследствие болезни, - Отсутствие внимания, недостаток заботы (рабочая неделя 7 дней,
бедности, неопытности родителей работа 12 часовая и т.п.)
(законных представителей)
- Систематическое нарушение правил внутреннего распорядка
родителями (законными представителями)
- не участие в мероприятиях родительского просвещения и иных
Отметка
выявлении
о Примечание
16
Запрещение
ребенку
посещать
образовательную организацию
Оставление детей раннего возраста
(до 3х лет) без присмотра родителей
(законных представителей)
Невыполнение
родителями
(законными
представителями)
детей-инвалидов индивидуальной
программы их реабилитации
Проживание несовершеннолетнего в
семье в ситуации конфликта членов
семьи, с наличием стрессовых
факторов (безработица, тунеядство,
финансовые
проблемы,
невыносимая
нравственная
атмосфера, тяжелая болезнь члена
семьи, неблагоприятные события в
жизни семьи).
2.
Совершение
несовершеннолетними
административного
правонарушения,
общественно
опасного деяния
мероприятий (систематическое, отсутствие активности)
- Отсутствие контроля со стороны родителей за посещением ребенка
коррекционных занятий (при условии их рекомендаций)
- Непосещение родителями образовательного учреждения, несмотря на
неоднократные приглашения
- Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер
- факты отсутствия без уважительной причины несовершеннолетнего в
образовательном учреждении, в том числе по причине религиозных
убеждений
- запреты на участие несовершеннолетнего в мероприятиях
образовательного и воспитательного процесса
- факты отсутствия ребенка в образовательном учреждении по причине
ухода за недееспособными членами семьи (маленькие дети, больные
взрослые и т.п.)
Факт
оставления
малолетних
детей
со
старшими
(несовершеннолетними) братьями и сестрами (со слов старших детей)
- ребенок говорит, что оставался вообще дома один, без взрослых
- отказ родителей от психолого-педагогического сопровождения ребенка
- пропуски ребенком коррекционных или реабилитационных занятий без
уважительной причины
- игнорирование родителями рекомендаций узких специалистов
- Ребенок постоянно говорит о ссорах между родителями.
- Ребенок рассказывает о своих ссорах с родителями.
- Подавленное эмоциональное состояние ребенка, негативизм, агрессия,
истерики, капризы
- Факт принуждения ребенка к попрошайничеству, бродяжничеству
- Потеря одного из родителей.
- Родители нигде не работают, ведут аморальный образ жизни.
- Жалобы со стороны посторонних людей (соседей)
- Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства,
организация сборищ и притонов (профилактический рейд)
- сквернословие
- нарушение правил
- отказ от обучения, посещения образовательной организации,
сочетающиеся с академической неуспешностью
- повторяющиеся случаи обмана
17
3.
Совершение
несовершеннолетними
противоправных
или
антиобщественных действий, в том
числе
участия
несовершеннолетнего
в
деятельности
организаций,
деятельность которых официально
запрещена
или
ограничена
законодательством РФ.
- побеги из дома, отсутствие дома по ночам
- бродяжничество и /или попрошайничество
- употребление алкоголя или наркотиков, курение никотина, вейпов
- демонстративное поведение: чрезмерное упрямство, открытое
непослушание и неповиновение, вспыльчивость, обидчивость,
склонность к частым спорам
- неадекватное выражение гнева
- пренебрежение другими
- действия, досаждающие другим
- в тетрадях могут встречаться рисунки и тексты, не относящиеся к
учебному предмету, содержащие неформальные или настораживающие
символы
- использование специфического субкультурного сленга
- проявление интереса к запрещенным предметам (оружие, взрывчатые
вещества и пр.)
- Изменение манеры поведения несовершеннолетнего, он становится
более резким и грубым в общении, в его речи преобладает
ненормативная
либо
жаргонная
лексика
- Вызывающая одежда, внешний вид
- Появление у несовершеннолетнего предметов с непонятной
символикой, либо предметов, которые могут использоваться как оружие.
- В разговорах несовершеннолетнего преобладают политические,
социальные либо этнические темы, в ходе которых высказываются
радикальные
суждения
- рисует свастику и запрещенные символы (на руках, в тетрадях, на
стенах, доске и т.п.).
- вовлечен в группу асоциальной направленности.
- Наблюдается (мониторинг соц.сетей) интерес к сообществам, группам,
сайтам, занесенным в список запрещенных в РФ
- Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки,
деструктивной секты
- использование специфического субкультурного сленга
- проявление интереса к запрещенным предметам (оружие, взрывчатые
вещества и пр.)
- воровство, кражи, мошеничество, вымогательство, подлог, поджог,
разрушение имущества, вандализм
18
4.Совершение
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего
административного
правонарушения, посягающего на
здоровье
и
общественную
нравственность,
общественный
порядок
и
общественную
безопасность, либо преступления
против личности, собственности,
общественной
безопасности
и
общественного порядка, в том числе
неоднократно
5. Жестокое обращение с детьми со
стороны
родителей
(законных
представителей), членов семьи,
родственников
или
лиц,
проживающих совместно с ними, но
не являющихся родственниками
- злоба, злословие, обвинение или запугивание
- травля или иное насилие по отношению к младшим или сверстникам
- мелкое хулиганство
- драки или нападения
- жестокое действие по отношению к животным
- резкое снижение успеваемости, в том числе связанное с нарушением
учебной мотивации
- отказ посещать образовательную организацию
- проблемы в межличностных отношениях
- нетипичные для ребенка эмоциональные реакции
- физиологические реакции – слабость, жалобы на головные боли, боли
в животе, дрожь и пр.
- навязчивые движения и действия (накручивает волосы на палец,
выдергивает, грызет ногти, разговаривает сам с собой и пр.)
- конфликтное, агрессивное отношение к окружающим
- социально-психологическая дезадаптация
- протест ценностям группы
- признаки аутоагрессивного поведения
- злословие, обвинение, запугивание
травля по отношению к младшим и слабым
- драки
- жестокое действия по отношению к животным
- информация от несовершеннолетнего о наказаниях
- Наблюдаются признаки физического насилия – ссадины, синяки,
ушибы, переломы
- пренебрежение его основным потребностям
- Уход ребенка из дома, из семьи (неоднократный).
- Проявление суицидального поведения (самопорезы, разговоры о
смерти и т.п)
- Изменения в поведении ребенка: страх, подавленное состояние,
плаксивость, агрессивность, апатия.
- Проявление ненависти и негативных суждений в разговорах,
касающихся семьи, родителей, семейных ценностей.
- резкое снижение успеваемости, в том числе связанное с нарушением
учебной мотивации
- отказ посещать образовательную организацию
19
6.
Самовольные
уходы
несовершеннолетних из семей,
образовательных организаций
7.Наличие у несовершеннолетних
аддикций,
приобщение
несовершеннолетнего
к
употреблению спиртных напитков,
немедицинскому
потреблению
наркотических,
токсических,
психотропных
и
других
сильнодействующих,
одурманивающих веществ
- проблемы в межличностных отношениях
- нетипичные для ребенка эмоциональные реакции
- физиологические реакции – слабость, жалобы на головные боли, боли
в животе, дрожь и пр.
- навязчивые движения и действия (накручивает волосы на палец,
выдергивает, грызет ногти, разговаривает сам с собой и пр.
- конфликтное, агрессивное отношение к окружающим
- Уход во время учебного процесса, без объяснения причин
- Факт бродяжничества
- пропуски учебных занятий более 20% учебного времени по
неуважительным причинам (для общеобразовательных организаций)
- использование сленга
- участие в группах и форумах, посвященных руфингу, диггерству,
сталкингу, зацепингу, снифингу или объектам, интересующим
представителей перечисленных групп,
- появление в социальных сетях фотографий, видео сделанных на
крышах зданий, строительных кранах, в подземных сооружениях (не
обязательно своих),
- грязная одежда, наличие спецовки, берцы к гардеробе, специальные
инструменты в сумке, специфический запах, экшен-камера
- избегает обсуждение своего досуга со взрослыми, при этом бравирует
перед сверстниками
- запах алкоголя, табака или иной непривычный запах
- расширенные или суженные зрачки, бледность или внезапное
покраснение кожных покровов, необычный сероватый оттенок кожи
- жалобы на жажду, сердцебиение, повышенную утомляемость,
внезапная потливость
- неустойчивые эмоциональные реакции
- пропаганда психоактивных веществ;
- изменение пищевого поведения
- увеличение времени, проводимого за компьютерными играми, ночное
общение в социальных сетях, мессенджерах
- яркие вспышки гнева, агрессии при ограничении его потребностей
- нарастание тревоги, беспокойства, раздражительности, дрожание рук,
жалобы на боль в желудке, головные боли, избегание прямого контакта
глаз, хаотичная активность, нарушение концентрации внимания
20
8.
Систематические
пропуски
занятий
в
образовательной
организации и (или неаттестация по
нескольким
предметам)
общеобразовательной программы
вследствие
ненадлежащего
исполнения родителями (законными
представителями) обязанностей по
воспитанию,
содержанию,
обучению несовершеннолетнего
- Отсутствие контроля со стороны родителей по вопросам посещения
ребенком образовательного учреждения и попустительское отношение
родителей в вопросах пропусков занятий
- Частое отсутствие ребенка на занятиях с устного разрешения родителей
- Отказ/неявка родителей от посещения Совета Профилактики
- резкое снижение успеваемости, в том числе связанное с нарушением
учебной мотивации
- отказ посещать образовательную организацию
- проблемы в межличностных отношениях
- нетипичные для ребенка эмоциональные реакции
- физиологические реакции – слабость, жалобы на головные боли, боли
в животе, дрожь и пр.
- навязчивые движения и действия (накручивает волосы на палец,
выдергивает, грызет ногти, разговаривает сам с собой и пр.
- конфликтное, агрессивное отношение к окружающим
- отказ или неисполнение рекомендаций ТПМПК и ППк
9. Попытки совершения суицидов - тоска,
капризы, слезливость, злобность, раздражительность,
несовершеннолетнего
ворчливость;
- неприязненное, враждебное отношение к окружающим.
- тихий голос, краткость ответов
- общая двигательная заторможенность или бездеятельность (все время
лежит на парте, сидит в одной позе), либо двигательное возбуждение
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам
- Проявление безразличного отношения к себе, окружающим,
«бесчувственность»; ожидание непоправимой беды, страха, отчаяние,
безысходность
- пессимистическая оценка своего прошлого, пессимистическая оценка
своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем
- Проявление аутоагрессии – самопорезы, самоповреждения
- устойчивое в течении 2-х и более недель снижение настроения с
преобладанием
переживаний
безнадежности,
одиночества,
безысходности;
- дарение личных вещей близким и знакомым;
- ограничение контактов;
- резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и
оценкам
21
- любые резкие изменения в привычном поведении,
- прямые или косвенные заявления о желании умереть, убить себя,
нежелании продолжать жизнь,
- рискованное, самоповреждающее поведение (вербальное, физическое)
по отношению к окружающим
- факты употребления ПАВ, алкоголя,
- факты ухода из дома
- фатальность в высказываниях
10.Несвоевременное и (или) позднее - факт отказа или несвоевременного обращения за медицинской
обращение
за
медицинской помощью
помощью
родителей - жалобы ребенка на боль, плохое самочувствие
несовершеннолетнего
11.Стойкое
антиобщественное - стойкий запах алкоголя от родителей (законных представителей)
поведение родителей (законных - неадекватное поведение родителей
представителей), злоупотребление - невозможность выстроить конструктивный диалог с родителями
алкогольными
напитками, (законными представителями),
наркотическими
средствами, - демонстрация деструктивного поведения родителями (законными
психотропными
веществами, представителями),
одурманивающими
средствами, - отсутствие заботы за несовершеннолетним,
занятие
проституцией, - не участие родителей в жизни детских коллективов без причины,
неоднократное
совершение - отказ от взаимодействия с педагогами,
преступлений
и
других - конфликты с педагогами и другими родителями
правонарушений
- угрозы в адрес педагогов и образовательной организации
12.Совершение преступления в - подавленное настроение
отношении несовершеннолетнего
- отказ от социального взаимодействия
- изоляция
- избегает массовых мероприятий
- часто болеет / пропуски ОО по разным причинам
- негативно (неадекватно) реагирует на сигнал нового сообщения на
телефон
- жалобы на плохое самочувствие
- аутоагрессивное поведение