Мой друг компьютер
(для 2-4 класса)
Срок реализации программы - 3 года
Пояснительная записка
На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация дополнительных
образовательных программ технологической направленности, разработанных в
соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом
рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Информатика».
Дополнительное образование дает возможность формировать и всесторонне
развивать личность ребенка, его активность и самостоятельность, творческое
отношение к выполнению задуманных проектов. Большую помощь в этом могут
оказать современные информационные технологи.
Курс внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» имеет комплексный
характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется
теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится
формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об
организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек,
архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В
соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая
пользовательская
подготовка
-
формирование первичных
представлений
о
компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности,
связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на
других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе
является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям
информационного
общества,
в
частности,
приобретение
учащимися
информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности).
Программа курса составлена в соответствии с требованиям ФГОС НОО,
санитарно-гигиеническ
их
требований,
возрастных
особенностей
учащихся
младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном
классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место - для
преподавателя.
Структура курса предполагает изучение теоретического материала, который
осваивается на курсовых занятиях, и проведение практических занятий на ПК с
целью применения на практике полученных теоретических знаний.
Задания подбираются в соответствии с определенными критериями. Задания
должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для
ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения,
активизации творческих способностей.
Цель программы:
формирование основ информационно-коммуникационной компетентности
(овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением
работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой
деятельности).
Задачи программы:
Обучающие:
сформировать общеучебные и общекультурные навык и работы с
информацией
(формирование
умений
грамотно
пользоваться
источниками информации, правильно организовать информационный
процесс)
познакомить
информации,
школьников
с
научить
приёмам
их
видами
и
основными
организации
свойствами
информации
и
планирования деятельности.
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и
современных информационных и коммуникационных технологиях.
научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWER
POINT, с графической средой ЛогоМиры 3.0
обучить учащихся основам алгоритмизации и программирования.
научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать
ее.
углубить первоначальные знания и навык и использования компьютера
для основной учебной деятельности
приобщить к проектно-творческой деятельности.
Развивающие:
развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя
знания компьютерных технологий.
развивать
творческое
воображение,
внимание,
наблюдательность,
логическое мышление при самостоятельной работе по теме.
формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Воспитывающие:
способствовать расширению кругозора учащихся;
воспитывать чувство коллективизма;
воспитать чувство личной ответственности, чувство партнёрства со
сверстниками и с руководителями.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение курса внеурочной деятельности
«Мой друг компьютер» во 2-4 классах отводится 51 час учебного времени (1 урок в
2 недели).
Планируемые результаты
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных
технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным
результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с
жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром
профессий, связанных с информационными и коммуникационными
технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение
способов
жизненных ситуациях;
решения
проблем
творческого
характера
в
формирование умений ставить цель - создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в
процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
поиск информации в индивидуальных информационных архивах
учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в
федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использование
технологий
средств
для
информационных
решения
и
коммуникативных,
коммуникационных
познавательных
и
творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на
клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные
и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами
сообщения;
подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Предполагаемые результаты реализации программы
Учебные результаты:
Школьник сможет приобрести следующие знания:
О правильном и безопасном поведении в компьютерном классе;
Об основных устройствах компьютера;
О том, что такое полное имя файла;
О командах, которые может выполнять Черепашка в среде ЛогоМиры;
О том, как вводить последовательности команд, в результате которых
получаются проекты рисования
О назначении команд в меню Поля форм;
Об особенностях среды LOGO и действующего в этой среде
исполнителя Черепашки;
О командах управления пером.
Школьник сможет приобрести следующие умения:
пользоваться мышью и клавиатурой;
запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из
компьютерных программ;
сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
выполнять основные операции при создании движущихся изображений
с помощью одной из программ;
сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них
изменения
выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с
помощью одной из компьютерных программ;
сохранять созданный проект и вносить в него изменения.
выполнять основные операции при создании компьютерных игр с
помощью одной из программ;
сохранять созданные игры и вносить в них изменения.
создавать, удалять, копировать перемещать папки (каталоги);
набирать текст на клавиатуре;
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые
документы и редактировать их;
копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей
текстового документа;
составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать
их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых
систем;
искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью
поисковых систем;
вставлять изображения в презентацию;
создавать схемы и включать их в презентацию;
создавать таблицы и включать их в презентацию.
красиво оформлять презентации, применяя рисунки, фотографии, схемы и
таблицы;
включать в презентацию звуковые, видео- и анимационные элементы.
создавать презентации, предназначенные для какой-либо цели, и
оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.
открывать программу ЛогоМиры;
работать в графическом редакторе ЛогоМиры
перемещать Черепашку по рабочему полю в разных направлениях.
разрабатывать программы для рисования различных фигур;
работать с Полем форм;
переодевать Черепашку в разные формы и оставлять оттиск и;
Перемещать Черепашку по Рабочему полю;
Настраивать размер Черепашки при помощи лупы.
управлять Черепашкой из поля команд
Воспитательные результаты:
Школьник сможет приобрести следующие социально значимые знания:
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование
представления
о
компьютере
как
универсальном
устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств;
формирование умения выбирать способ представления данных в
соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, график и,
диаграммы, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами.
У
школьника могут быть развиты
следующие
социально значимые
отношения:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом
ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли
информационных процессов в современном мире;
владение
первичными
навыками
анализа
и
критичной
оценки
получаемой информации;
развитие способности увязать учебное содержание с собственным
жизненным
опытом,
понять
значимость
подготовки
в
области
информатики и ИК Т в условиях развития информационного общества;
готовность
к
продолжению
повышению
обучения
с
своего
образовательного
использованием
средств
уровня
и
и
методов
информатики и ИКТ.
Школьник сможет приобрести опыт следующих социально значимых
действий:
опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;
опыт общения с представителями других социальных групп;
опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
овладение умениями организации собственной деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Содержание курса
Модуль
«Знакомство с компьютером».
Компьютеры
вокруг
нас.
Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном
классе.
Основные
Операционная
устройства
система.
Рабочий
компьютера.
стол.
Компьютерные
Компьютерная
мышь.
программы.
Клавиатура.
Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения
программы.
Модуль «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических
редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при
рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие
операции.
Модуль
«Создание мультфильмов и “живых”
картинок».
Анимация.
Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации:
покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование
анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при
создании анимации. Этапы создания мультфильма.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки». Файлы. Папки. Имя
файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами
и папками: создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и
папок, удаление файлов и папок. Примеры программ для выполнения действий с
файлами и папками.
Модуль
«Создание
текстов».
Компьютерное
письмо.
Клавиатурные
тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых
редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании
текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв
латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа,
создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка
текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание
абзацев.
Модуль «Создание презентаций». Электронные презентации. Примеры
программ для создания электронных презентаций. Гиперссылки в презентациях.
Звук, видео и анимация в презентациях. Вставка звуков и музыки, анимации и видео
в презентации. Порядок действий при создании электронной презентаии.
Модуль «Развитие алгоритмического мышления "Технология работы в среде
ЛогоМиры»: Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее
поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. Понятие команды в среде
ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры
команды. Рисование фигур с помощью Черепашки. Микромир.
Организация
движения Черепашки: Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение
Рабочего поля оттисками форм. Создание декораций микромира, используя Поле
форм и графический редактор. Личная карточка Черепашки. Как задать ее
движение. Моделирование прямолинейного движения объектов с разными
скоростями. Моделирование движения по сложной траектории. Суть анимации.
Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм.
Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом. Составление
программ Понятие программы. Примеры программ. Назначение обязательных
частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила
оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.
Учебно-тематический план
№
наименование модуля
Знакомство с компьютером
Создание рисунков
Создание мультфильмов и “живых”
картинок
Знакомство с компьютером: файлы и
папки
Создание текстов
Создание презентаций
Развитие алгоритмического мышления
«Технология работы в среде ЛогоМиры
Итого
кол-во
часов
5
4
8
теория
практика
2
2
3
3
2
5
5
2
3
6
6
17
2
2
5
4
4
12
51
18
33
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Формы занятий: комбинированный урок, урок-практикум
Специфика программы – смена видов деятельности
Структура занятий:
1. Разминка - 10 мин (решение фантазийных и логических задач)
2. Теория по теме – 15 мин
3. Решение задач или выполнение проекта – 15 мин
Техническое оснащение занятий:
Мультимедийный компьютер
Проектор
Экран
Колонки
Формы подведения итогов:
Индивидуальные работы учащихся (мультимедийные проекты)