Мой друг компьютер (для 2-4 класса) Срок реализации программы - 3 года Пояснительная записка На базе центра «Точка роста» обеспечивается реализация дополнительных образовательных программ технологической направленности, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учётом рекомендаций Федерального оператора учебного предмета «Информатика». Дополнительное образование дает возможность формировать и всесторонне развивать личность ребенка, его активность и самостоятельность, творческое отношение к выполнению задуманных проектов. Большую помощь в этом могут оказать современные информационные технологи. Курс внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка - формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах. Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности). Программа курса составлена в соответствии с требованиям ФГОС НОО, санитарно-гигиеническ их требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место - для преподавателя. Структура курса предполагает изучение теоретического материала, который осваивается на курсовых занятиях, и проведение практических занятий на ПК с целью применения на практике полученных теоретических знаний. Задания подбираются в соответствии с определенными критериями. Задания должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей. Цель программы: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности). Задачи программы: Обучающие: сформировать общеучебные и общекультурные навык и работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс) познакомить информации, школьников с научить приёмам их видами и основными организации свойствами информации и планирования деятельности. дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях. научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWER POINT, с графической средой ЛогоМиры 3.0 обучить учащихся основам алгоритмизации и программирования. научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее. углубить первоначальные знания и навык и использования компьютера для основной учебной деятельности приобщить к проектно-творческой деятельности. Развивающие: развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий. развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление при самостоятельной работе по теме. формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам. Воспитывающие: способствовать расширению кругозора учащихся; воспитывать чувство коллективизма; воспитать чувство личной ответственности, чувство партнёрства со сверстниками и с руководителями. Место учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану школы на изучение курса внеурочной деятельности «Мой друг компьютер» во 2-4 классах отводится 51 час учебного времени (1 урок в 2 недели). Планируемые результаты Личностные результаты К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести: критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: освоение способов жизненных ситуациях; решения проблем творческого характера в формирование умений ставить цель - создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; использование технологий средств для информационных решения и коммуникативных, коммуникационных познавательных и творческих задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения; подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой. Предполагаемые результаты реализации программы Учебные результаты: Школьник сможет приобрести следующие знания: О правильном и безопасном поведении в компьютерном классе; Об основных устройствах компьютера; О том, что такое полное имя файла; О командах, которые может выполнять Черепашка в среде ЛогоМиры; О том, как вводить последовательности команд, в результате которых получаются проекты рисования О назначении команд в меню Поля форм; Об особенностях среды LOGO и действующего в этой среде исполнителя Черепашки; О командах управления пером. Школьник сможет приобрести следующие умения: пользоваться мышью и клавиатурой; запускать компьютерные программы и завершать работу с ними. выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения. выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ; сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ; сохранять созданный проект и вносить в него изменения. выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из программ; сохранять созданные игры и вносить в них изменения. создавать, удалять, копировать перемещать папки (каталоги); набирать текст на клавиатуре; сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их; копировать, вставлять и удалять фрагменты текста; устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв. подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа; составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление. искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем; искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем; вставлять изображения в презентацию; создавать схемы и включать их в презентацию; создавать таблицы и включать их в презентацию. красиво оформлять презентации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы; включать в презентацию звуковые, видео- и анимационные элементы. создавать презентации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию. открывать программу ЛогоМиры; работать в графическом редакторе ЛогоМиры перемещать Черепашку по рабочему полю в разных направлениях. разрабатывать программы для рисования различных фигур; работать с Полем форм; переодевать Черепашку в разные формы и оставлять оттиск и; Перемещать Черепашку по Рабочему полю; Настраивать размер Черепашки при помощи лупы. управлять Черепашкой из поля команд Воспитательные результаты: Школьник сможет приобрести следующие социально значимые знания: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, график и, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами. У школьника могут быть развиты следующие социально значимые отношения: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; развитие способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИК Т в условиях развития информационного общества; готовность к продолжению повышению обучения с своего образовательного использованием средств уровня и и методов информатики и ИКТ. Школьник сможет приобрести опыт следующих социально значимых действий: опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт организации совместной деятельности с другими детьми. овладение умениями организации собственной деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Содержание курса Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные Операционная устройства система. Рабочий компьютера. стол. Компьютерные Компьютерная мышь. программы. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Модуль «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Модуль «Создание мультфильмов и “живых” картинок». Анимация. Компьютерная анимация. Основные способы создания компьютерной анимации: покадровая рисованная анимация, конструирование анимации, программирование анимации. Примеры программ для создания анимации. Основные операции при создании анимации. Этапы создания мультфильма. Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки». Файлы. Папки. Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками: создание папок, копирование файлов и папок, перемещение файлов и папок, удаление файлов и папок. Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками. Модуль «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв латинского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Модуль «Создание презентаций». Электронные презентации. Примеры программ для создания электронных презентаций. Гиперссылки в презентациях. Звук, видео и анимация в презентациях. Вставка звуков и музыки, анимации и видео в презентации. Порядок действий при создании электронной презентаии. Модуль «Развитие алгоритмического мышления "Технология работы в среде ЛогоМиры»: Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка. Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки. Микромир. Организация движения Черепашки: Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм. Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор. Личная карточка Черепашки. Как задать ее движение. Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Моделирование движения по сложной траектории. Суть анимации. Команда смены форм Черепашки. Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом. Составление программ Понятие программы. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов. Учебно-тематический план № наименование модуля Знакомство с компьютером Создание рисунков Создание мультфильмов и “живых” картинок Знакомство с компьютером: файлы и папки Создание текстов Создание презентаций Развитие алгоритмического мышления «Технология работы в среде ЛогоМиры Итого кол-во часов 5 4 8 теория практика 2 2 3 3 2 5 5 2 3 6 6 17 2 2 5 4 4 12 51 18 33 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Формы занятий: комбинированный урок, урок-практикум Специфика программы – смена видов деятельности Структура занятий: 1. Разминка - 10 мин (решение фантазийных и логических задач) 2. Теория по теме – 15 мин 3. Решение задач или выполнение проекта – 15 мин Техническое оснащение занятий: Мультимедийный компьютер Проектор Экран Колонки Формы подведения итогов: Индивидуальные работы учащихся (мультимедийные проекты)